felix_edmund (felix_edmund) wrote,
felix_edmund
felix_edmund

Categories:

Дзержинский умел обходиться и без репрессий. Как Дзержинский реформировал железнодорожную отрасль

дзержинский2
Оригинал взят у mamlas в Дзержинский умел обходиться и без репрессий, или Как РЖД (НКПС) стал государством в государстве
Ещё из истории «железки»

Забастовщики побеждали и при советской власти
История вопроса / Профсоюзы и железная дорога

Как показывает история, советская власть вполне успешно боролась с перерастанием локальных забастовок работников транспортных предприятий в массовые. ©



Ф. Э. Дзержинский - Нарком путей сообщения / «Феликс Эдмундович Дзержинский - рыцарь революции», серия рисунков художника В. Коновалова, 1977 год

И нередко эта задача решалась не репрессивными методами, а за столом переговоров.

Не только в наше время транспортники безошибочно выбирают время для выдвижения своих экономических требований. Во время голода 1921-1922 годов, когда бесперебойная работа транспорта была вопросом жизни и смерти в буквальном смысле слова, в РСФСР, Закавказье, Средней Азии и на Украине железнодорожники регулярно требовали повышения тарифов, увеличения продовольственных пайков, а в случае отказа объявляли забастовки. Время от времени поводом для остановки работы становились аресты железнодорожных рабочих, воровавших из вагонов продовольствие и топливо.

Основной задачей путейского начальства, судя по документам, было предотвращение перерастания локальных забастовок в массовые. И роль основного сдерживающего фактора исполнял назначенный в 1921 году нарком путей сообщения Феликс Дзержинский, который совмещал этот пост с руководством наводившей ужас на население ВЧК. Но вопреки общепринятому мнению, рабоче-крестьянское правительство подавляло забастовки отнюдь не только репрессивными методами. Аресты зачинщиков производились лишь в том случае, когда на собраниях бастующих выдвигались лозунги свержения советской власти. Когда же требования были чисто экономическими, власти применяли достаточно разнообразные методики купирования недовольства.

Иногда путейские власти прибегали к массовым увольнениям бастующих, как, например, случилось в марте 1922 года в депо подмосковной станции Люблино. И набирали на их место безработных, согласных работать на любых условиях. Однако мероприятия подобного рода требовали времени. И потому, как правило, администрация незамедлительно, хотя и не полностью, выполняла требования дорожников. К примеру, раздавала часть не выданных в предыдущий период продуктов или выплачивала повышенную зарплату за текущий месяц, обещая выдать остальные деньги позднее. При этом нередко путейское начальство вбивало клин в пролетарские ряды, удовлетворяя требования лишь части бастующих — машинистов и их помощников или квалифицированных рабочих депо. Путевые рабочие в итоге были вынуждены начинать работу не солоно хлебавши.

Особое внимание уделялось и руководящему составу профсоюзов. Вместе с парторганами и транспортными отделами госбезопасности администрация делала все, чтобы в руководство союзов, как их тогда называли, избирались "проверенные коммунисты и надежные беспартийные". Регулярное проведение этой работы привело к тому, что ГПУ с удовлетворением докладывало в ЦК РКП о недовольстве рабочих руководством союзов: во время трудовых конфликтов профсоюзные лидеры чаще всего оказывались на стороне путейского руководства.

Однако решающую роль в искоренении забастовок сыграло то, что усилиями Дзержинского и его преемников НКПС превратился в своеобразное государство в государстве с собственной системой снабжения и обслуживания работников и особой оплатой труда. И после того как зарплаты путейцев поднялись на недосягаемую для соседних предприятий высоту (учитель в железнодорожной школе получал вдвое больше, чем в городской), забастовки на главных транспортных артериях прекратились окончательно.

Евгений Ъ-Жирнов
«Коммерсантъ», №233, стр.6, 26 декабря 2002

дзержинский
Эта таблица показывает в каком состоянии подвижной состав железных дорог, достался Феликсу Эдмундовичу когда он приступил к реформированию железнодорожного хозяйства страны. Поэтому не возникает вопросов почему были возможны забастовки в железнодорожном ведомстве.

Ну а как Дзержинский "разбирался" с забастовщиками, прекрасно даёт представление вышеприведенная заметка.

Источники: 1. http://mamlas.livejournal.com/3852841.html
2. Ф.Э. Дзержинский Избранные произведения, Москва 1977, том. 1 "Доклад на конференции железнодорожников" 3 декабря 1923 года. стр. 387-388

Tags: СССР, Феликс Эдмундович Дзержинский, война за Человека, война за историю, коммунизм
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments